"МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" ИИ
"Алик, 5 лет 5 мес.
Вечером через окно увидел Юпитер.
- Мама, а зачем существует Юпитер?
Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне.
- Ну, зачем же существует Юпитер?
Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:
- А мы с тобой зачем существуем?
На это получила мгновенный и уверенный ответ:
- Для себя.
- Ну, и Юпитер тоже для себя.
Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:
- И муравьи, и клопы, и комары, и крапива - тоже для себя?
-Да.
И он радостно засмеялся." (с)
А.Лурия "Этюды. Поведение ребенка."
У многих, даже очень продвинутых экспертов в области Искусственного Интеллекта (ИИ), сегодня созрело ошибочное представление, что основные проблемы в развитии Искусственного Мозга лежат в количественной области, т.е. если мы научимся организовывать хранение петабайтов информации и доведем скорость обработки этих информационных массивов до аналогичной функционированию человеческих нейронных систем, то , пожалуйста, задача по созданию супер-интеллекта решена.
Точно также ошибаются и те, кто считают ребёнка простой миниатюрной копией взрослого, которая просто меньше в количественном измерении (короче, легче, слабее, без знаний и т.д.).
То, что люди обычно уверены, что ребенок - только маленький взрослый, объясняется очень просто. Ведь судить о предметах и их законах по аналогии с самим собой («антропоморфически») - дело самое простое и примитивное.
Меня всегда поражала массовая неспособность даже самых великих живописцев нарисовать младенца. С рук средневековых мадонн на нас смотрят миниатюрные вельможи и герцоги того времени.
Для того, чтобы правильно нарисовать малыша надо понять что он сам, его душа, его мышление кардинально отличаются от взрослого. Это - другое существо.
Так же и с Искусственным Интеллектом. Это - другое существо, искусственный ребёнок, если хотите, который в своем становлении и "взрослении" проходит в первую очередь качественные, а не количественные изменения.
Уровень развития сейчас систем ИИ, построенных на нейронных сетях глубокого обучения, можно сравнить со стадией развития малыша, когда он уже научился распознавать отдельные образы и трудится над задачей распознавания смыслов всей жизненной сцены, а в случае с Cognitive AI C-Pilot - над пространством смыслов дорожной сцены.
Нам в работе очень помогают труды Лурии-Выгодского по поводу нейро-психологических процессов у детей. Вот несколько мест из их "Этюдов", которые здорово продвинули наши исследования для построения нейронных систем C-Pilot:
1) Про анализ зрительного восприятия:
"...Каждому случалось видеть как ребенок тянется руками, чтобы взять луну, поймать летающую в небе птицу и т. д. Перспективы для ребенка возраста 2 - 4 лет не существует, зрительное восприятие работает по другим, значительно более примитивным принципам, внешний мир воспринимается еще примитивно, и притом воспринимается обычно как нечто близкое, достижимое для ребенка и для его осязания, хватания, ощупывания, для всех этих примитивных форм обладания..."
Работа с видеокамерами, которые гораздо более примитивно устроены, чем человеческий глаз привела нас к исследованиям Лурии по обучению детей зрительной перспективе.
2) Оптимизация в условиях нехватки информации: "...Совсем не то у маленького ребенка. Не способный к организованным действиям, он идет по своеобразному пути минимального сопротивления: если внешний мир не дает ему чего-нибудь в реальности, он возмещает эту нехватку в фантазии..."
В качестве "дополненных фантазий" мы предлагаем ИИ варианты возможного развития событий и следим за тем, что в конце перебор этих вариантов максимально совпал с реальностью.
3) Работа с полностью незнакомым:
"...Совершенно естественно, что среди слов и понятий, с которыми малышу приходится сталкиваться, огромная часть для него оказывается новой, непонятной.
Однако взрослые употребляют эти слова, и, чтобы догнать их, не показаться ниже, глупее их, маленький ребенок вырабатывает совершенно своеобразный способ приспособления, спасающий его от чувства малоценности и позволяющий ему, внешне по крайней мере, овладевать непонятными для него выражениями и понятиями. Пиаже, прекрасно изучивший этот механизм детского мышления, называет его синкретизмом. Термин этот означает интересное явление, остатки которого имеются у взрослого, но которое пышным цветом разрастается в психике ребенка. Явление это заключается в чрезвычайно легком сближении понятий, имеющих лишь внешнюю часть, и замещении одного незнакомого понятия другим, более знакомым..."
Это - один из лучших инструменов, обеспечивающий в результате сходимость с действительностью.
"Когда маленькой Тане сказали, что у нее на наволочке «ржавчина», она не дала труда задуматься над этим новым для нее словом и высказала предположение, что это ей лошадка «наржала»" К.Чуковский
4) Превосходство над мышлением взрослого человека.
Есть моменты "магического мышления" ( термин Лурии), когда ребёнок демонстрирует превосходство над мышлением взрослого человека.
Малыш в реальном мире "обнаруживает тенденцию связывать любую вещь с любой, связывать «все со всем». Преграды для причинной зависимости, которые есть в действительности и которые лишь после длительного знакомства с внешним миром становятся сами собой понятными у взрослого культурного человека, у детей еще не существуют; в представлении ребенка одна вещь может действовать на другую независимо от расстояния, времени, независимо от полного отсутствия связи." Его мышление еще не ограничено тем частоколом преград, запретов, ограничений, которые у взрослого человека приходят с опытом и обучением. И иногда именно это свойство дает шанс гениальности.
У ИИ та же история, если не программировать заранее жесткую логическую структуру на основе человеческой практики, а дать программе самообучаться, то возникают уникальные решения, (как это было и с победой ИИ в Го), намного превосходящие человеческие.